Меню

Как школьнику работать с информацией

Помогаторы — новый способ анализа и запоминания информации
А, структурировать информацию и пересказывать тексты дети очень часто не умеют, потому что их никто этому не учил.
Жизнь человека в наши дни невозможна без постоянного потока информации. До сих пор есть множество людей, которые любят читать газеты, журналы и книги. А еще есть семья и знакомые, которые также рады поделиться новой информацией со всеми желающими. То есть на любого представителя человеческого общества каждый день просто обрушиваются горы новых сведений, знаний и сообщений.

Взрослые люди научились анализировать и фильтровать всю информацию, поступающую извне. А вот с младшим школьникам куда труднее справляться с таким количеством фактов. Ведь они, кроме стабильного потока информации от окружающих, ежедневно получают новые знания в школе. А структурировать информацию и пересказывать тексты дети очень часто не умеют, потому что их никто этому не учил. Учителя заняты тем, чтобы преподнести своим ученикам новый материал. Родители просто не знают, как правильно развивать своих отпрысков.

Что делать с информацией?

Если представить, что ребенок научился запоминать нужные сведения, с которыми сталкивается, с самого первого раза и на всю жизнь. Ведь он в один миг станет отличником. Ведь такой школьник будет всю информацию запоминать с урока. А, прочитав книгу или параграф в учебнике, сможет быстро и без ошибок пересказать текст. Ведь ученым уже давно известно, что хорошо учится тот школьник, который научился хорошо пересказывать и передавать смысл прочитанного.

Родителям нужно знать, что не испытывает трудности в обучении только тот ребенок, который обладает навыком:

● хорошо писать и читать;
● быстро и надолго запоминать;
● отделять главное от второстепенного;
● пересказывать текст;
● воспроизводить информацию, когда это необходимо.


То есть успешно учится только тот обучающийся, который умеет работать с информацией. Как же научить ребенка этому навыку? Любому взрослому помогут графические органайзеры или как их еще называют помогаторы. Их применение развивает у маленького человека умение:

● структурировать информацию;
● систематизировать новые знания;
● перевести сложный и объемный материал в простой и легкий для запоминания;
● в сжатой форме оформить любую информацию на бумажном листе или в компьютере;
● понимать прочитанное;
● хорошо запоминать и быстро мыслить;
● усваивать и анализировать текст.

Виды помогаторов для работы с информацией

С наиболее простой формой графического органайзера знакомы многие люди. Это таблица из двух колонок, в 1-й записывают достоинства, а во 2-й недостатки какого-нибудь предложения или решения. А для младших школьников подойдут такие графические органайзеры:
Паук-карта. (Интеллект карта) Работа по заполнению помогатора происходит так.
1) Паук-карта. (Интеллект карта) Работа по заполнению помогатора происходит так. Вначале младший школьник читает параграф учебника. Затем с помощью взрослого или самостоятельно выделяет главные мысли и кратко записывает их на теле паучка. А второстепенную информацию нужно записать в паутинках, расположенных у его лапок. Можно не записывать информацию, а изображать ее в виде образов или картинок. Самое главное – чтобы впоследствии ребенок смог самостоятельно по изображению вспомнить и пересказать текст.

Вся деятельность с графическими органайзерами должна проходить в игровой форме. Взрослому стоит предложить ребенку поиграть с паучком перед заполнением помогатора. Членистоногому можно нарисовать лицо, нарядить или обуть. Если обучающийся сделает такие небольшие, но интересные задания, информация запомнится быстрее.

Но некоторые дети (особенно девочки) не любят пауков и могут отказаться работать с пауком-картой. Им можно предложить такого помощника:
Помогатор-Рыба. Вначале взрослый или сам обучающийся рисует скелет рыбки. Затем по просьбе взрослого ребенок начинает оживлять его.
2) Помогатор-Рыба. Вначале взрослый или сам обучающийся рисует скелет рыбки. Затем по просьбе взрослого ребенок начинает оживлять его. После того, как текст, который надо запомнить, будет прочитан, выделяют важную мысль. Ее записывают на позвоночнике. А на маленьких костях – второстепенные детали. Запись может вестись в виде коротких предложений или словосочетаний. Всю информацию можно изобразить в рисунках.

Деятельность нужно обыграть. Взрослый предлагает младшему школьнику стать ученым, который исследует рыб. После заполнения рыбьего скелета нарисовать на листе или экране компьютера речное или морское дно и его обитателей. Ребенок с удовольствием будет рисовать и раскрашивать. А в ходе этой деятельности взрослый может попросить школьника повторить, то они записали на скелете рыбы.

Но есть дети, которым не нравятся и рыбы. Им можно предложить заполнить такой графический органайзер:
Вкусный гамбургер. Этот помогатор удобен тем, что на нем можно отобразить информацию в хронологическом порядке.
3) Вкусный гамбургер. Этот помогатор удобен тем, что на нем можно отобразить информацию в хронологическом порядке. Верхняя булочка будет отображать введение, а нижняя – заключение. Котлета – самые важные сведения. А всю второстепенную информацию записывают на листьях салата или дольках огурца.

Создание игровой ситуации поможет взрослому вызвать интерес у ребенка. Главное, чтобы деятельность увлекла маленького человека. После того, как помогатор нарисован, читается текст в учебнике. А затем информация записывается или зарисовывается.

Пусть школьник станет шеф-поваром и нарисует необычный или сказочный гамбургер. Возьмет для него пышную булочку, на которой легко будет записать несколько предложений. Котлетку можно приготовить по-особому рецепту. И снова написать на ней предложения или словосочетания.

Полезные советы

Все виды графических органайзеров можно обыграть следующим образом. Предложить младшему школьнику стать древним человеком, который не владеет письменной речью. И зашифровать слова и словосочетания с помощью рисунков. И тогда не надо будет записывать предложения, а всю информацию можно будет передать несколькими изображениями.

Создание игровых ситуаций и разнообразные помогаторы сделают процесс усвоения нового для школьника увлекательным и интересным. Маленький человек с удовольствием выполнит все задания, и запомнит трудный или объемный текст. Скучная и монотонная деятельность превратиться для обучающегося в интересную и увлекательную игру. Любой учебный материал будет выучен быстро и легко, с удовольствием. К тому же, полученные в игре, запоминаются младшим школьником на длительный срок. И легко извлекаются из глубин памяти при необходимости.

Перед тем, как начинать работать с графическими органайзерами, ребенок должен овладеть навыками письма и чтения. А после этого взрослый должен показать ребенку, как из текста выделять главные мысли и отделять их от второстепенной информации. После того, как оба навыка будут усвоены, можно приступать к заполнению помогаторов. Вначале взрослому придется объяснить обучающемуся все этапы работы и помочь заполнить выбранного помощника. Постепенно ребенок поймет весь алгоритм структурирования информации и сможет сам заполнить помогатор.

Почему именно помогаторы?

Почему графические органайзеры все чаще и чаще применяются и родителями, и преподавателями в работе с младшими школьниками?

● Они достаточно просты в использовании.
● Данный прием можно использовать для пересказа текстов любой сложности.
● Любой даже сложный учебный материал быстро запоминается.
● Устройство помогатора таково, что в него можно вносить различные изменения и добавления.
● Помогатор можно использовать для выполнения разнообразных заданий.