4 компонента Эмоционального интеллекта
В последнее время набирает популярность интерес к эмоциональному интеллекту, но действительно ли мы знаем, что такое эмоциональный интеллект, и адекватно ли мы используем концепцию эмоционального интеллекта? Можем ли мы отличить его от связанных понятий, таких как навыки межличностного общения или эмоциональные знания?
Эмоциональный интеллект и социальный интеллект
Хотя теоретические основы эмоционального интеллекта восходят к концу 1980-х годов, Эдвард Торндайк (известный своими исследованиями закона воздействия на кошек) в 1920 году упомянул социальный интеллект и описал его как: способность понимать других людей и быть мудрым. имея дело с ними.
Согласно Торндайку, социальный интеллект - это способность распознавать чувства и настроения других людей, эмоциональную чувствительность, сочувствие, эмоциональное выражение и контроль.
Эмоциональный интеллект и личный интеллект
Еще одним ориентиром в формировании эмоционального интеллекта были работы Говарда Гарднера. В 80-е годы Ховард Гарднер - психолог из Гарвардской школы образования - начал упоминать в своих работах личный интеллект, который, по его мнению, составлял человеческие способности, определяющие точность самопознания и понимания других людей. Мало того, Говард Гарднер ввел различие - межличностный и внутриличностный интеллект.
Внутриличностный интеллект - это возможность для человека получить доступ к своим эмоциям, дифференцировать их, называть их, выражать в форме символических кодов и управлять ими. С другой стороны, межличностный интеллект - это способность замечать и различать настроения, мотивации и намерения других людей.
Примеры эмоционального интеллекта
Джек Майер и Питер Саловей выделили 4 группы компонентов эмоционального интеллекта, состоящие из 4 типов способностей в каждой и общий фактор эмоционального интеллекта. Это примеры эмоционального интеллекта, представленные на основе компонентов.

Первый компонент и примеры эмоционального интеллекта - это способность воспринимать и выражать эмоции. К ним относятся такие факторы, как:

Распознавание эмоций в собственных физиологических состояниях, ощущениях и мыслях;
Способность распознавать эмоции в других людях (по внешнему виду, тону голоса, поведению) и в произведениях искусства;
Способность честно выражать эмоции и связанные с ними потребности;
Умение различать адекватное и неадекватное, искреннее и неискреннее выражение чувств.

Второй пример - способность эмоционально поддерживать мышление, которое включает:

Умение эмоционально направить внимание, направить его на важную информацию.
Способность вызывать в себе определенные эмоции, чтобы лучше понять прошлую, настоящую или будущую ситуацию.
Способность принимать разные точки зрения, соответствующие изменяющимся настроениям.
Умение использовать разные подходы к решению задач, соответствующих разным эмоциональным состояниям.

Третий пример - это способность понимать и анализировать эмоции, а также использовать эмоциональные знания:

Способность называть эмоции и понимать взаимосвязь между словами и их эмоциональным содержанием;
Способность интерпретировать значение эмоций, их отношения с конкретными межличностными отношениями (например, отношения между печалью и потерей);
Способность понимать сложные чувства или состояния, являющиеся комбинацией более простых эмоций (страха и удивления);
Способность понимать и предвидеть изменения в ходе эмоций (переход от гнева к стыду).

Четвертый пример - это способность контролировать эмоции и регулировать эмоции:
Способность открываться эмоциям - как приятным, так и неприятным;
Способность сознательно взаимодействовать с эмоциями или отделяться от них;
Умение отслеживать эмоции и оценивать их (с точки зрения ясности, типичности, адекватности);
Умение управлять своими или чужими эмоциями - успокаивать отрицательные эмоции и усиливать положительные.
Описанная выше теория эмоционального интеллекта, предложенная Майером и Соловей, является теоретической основой опросника эмоционального интеллекта INTE, который является одним из самых популярных психологических тестов, используемых для измерения эмоционального интеллекта.