Меню

Практические советы по внедрению критического мышления на уроке для учителей

Критическое мышление необходимо для того, чтобы заставить школьников мыслить глубже, отвечать на вопросы, используя логические цепочки. Часто это может стать существенной проблемой для ученика.

1. Замедлите темп

Но если вы подождете всего 5-10 секунд после вопроса, то, вероятно, заметите, что количество учеников, готовых отвечать, существенно увеличится.
1. Замедлите темп

Часто проще вызвать отвечать того, кто первым поднимет руку. Так и урок не теряет темпа, и можно успеть рассказать больше. Но если вы подождете всего 5-10 секунд после вопроса, то, вероятно, заметите, что количество учеников, готовых отвечать, существенно увеличится. Дополнительно этот способ рассказывает, что первая мысль, которая возникает в голове после вопроса, не всегда хорошая, и может потребоваться еще подумать, чтобы собраться. Чтобы избежать неуместной паузы, можете сказать следующее: «У вас есть 10 секунд, чтобы подумать, прежде чем отвечать». Или: «Я хочу увидеть 10 желающих отвечать, прежде чем кого-то вызову».

2. Придумайте вопрос дня

В зависимости, сколько сегодня часов у вас с определенным классом, выберите вопрос дня или урока. Если это начальная школа, на первом уроке обсудите что-то, обозначьте проблему, и попросите подумать над ней, чтобы на последнем уроке вернуться к обсуждению. Со старшими можно сократить время до одного урока. Например, в начале урока напишите на доске или распечатайте ключевой вопрос. Дайте возможность написать на него ответ (5 минут), проведите урок по теме касательной к вопросу. В конце повторите вопрос - изменилась мнение учеников? Поговорите с ними об этом.

3. Создайте коробку ответов

Этот пункт несколько схож с предыдущим, но имеет целью другой результат. Напишите на доске определенный вопрос (типа: «Какие способы для решения N проблемы вы видите?»). Раздайте ученикам листочки и попросите написать ответы. На выполнение задания выделите две минуты. По завершению пройдите по классу и попросите учеников составить листочки с ответами в коробку. Перемешайте и доставайте листочки по очереди, читая ответы. Обсудите результат, проанализируйте позиции.

Также это хороший вариант проверки домашнего задания. Задайте вопрос по теме предыдущего урока, дождитесь ответа. Создайте систему бонусов всем, кто предоставил аргументированные и правильные ответы.

4. Спросите «Почему?» пять раз

Когда вы сталкиваетесь с проблемой в классе, можете помочь решить ее. Используйте принцип 5 вопросов. Идея в том, чтобы дойти до сути проблемы, которая возникла. Например:

  • Почему класс так плохо написал диктант?
  • Он был сложен.
  • Почему он был сложен?
  • Там много знаков препинания.
  • Почему вы не знали, какие знаки препинания нужно ставить?
  • Потому что не изучили правило.
  • Почему не выучили правило?
  • Потому что готовились к математике.
  • Почему вы считаете, что к какому-то предмету нужно меньше готовиться, а к какому-то больше?

Когда будет задан последний вопрос, будет предоставлен окончательный ответ, сделаны выводы. Такой подход можно использовать и для решения школьных конфликтов.