Меню

ТРИЗ – что это за зверь?

Рассказывает Евгения ЖИТОВА, преподаватель теории решения изобретательских задач в KIDS MBA Москва
Модное сегодня направление для развития детей в игровой форме - ТРИЗ, как всегда оказалось хорошо забытым старым. Из Википедии мы узнаем, что «ТРИЗ - набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем». Еще в середине ХХ века Генрих Альтшуллер, советский инженер, ученый, разработал основу ТРИЗа – это был набор из примерно 40 приемов, только использовали его очень даже на «взрослых» промышленных предприятиях, преимущественно в инженерной деятельности.
Застряв в пробке, когда спешим на важную встречу, мы проявляем чудеса смекалки и находим наилучшее решение, исходя из доступных нам ресурсов. Когда ситуация "разруливается" – мы гордимся собой и наполняемся новой энергией!
Активное распространение ТРИЗ получил в 80-х годах прошлого века, тогда же его стали применять для занятий с детьми – на станциях юных техников.

Сегодня ТРИЗ для детей переживает второй всплеск активности. Мир меняется на наших глазах – жизнь сейчас это далеко не только логические и шаблонные решения. И в условиях неопределенного будущего оказалось, что навыков, которые получают современные дети в школе – недостаточно для успешного и счастливого существования.

ТРИЗ помогает соединить фантазию, творчество с системным мышлением, пониманием происходящих процессов вокруг и дает возможность научиться ребенку мыслить нестандартно, и находить множество решений одной задачи, проблемы, ситуации. Да и мы и сами, не замечая этого, решаем ТРИЗ-задачки в обычной жизни. Например, застряв в пробке, когда спешим на важную встречу, забыв подготовленные для работы документы дома и не имея возможности их забрать, мы проявляем чудеса смекалки и находим наилучшее решение, исходя из доступных нам ресурсов. Когда ситуация разруливается – мы гордимся собой и наполняемся новой энергией!
Для детей возникает таких задач еще больше, например: как включить свет, если выключатель расположен высоко? А как раскатать тесто, если скалка «потерялась»? Очень хочется лепить куличики, а формочки забыли дома и идти далеко! Возникло желание порисовать, а альбом закончился! Таких задач родители могут сами создать в огромном количестве в обычной жизни, перестав предлагать детям все «на блюдечке». Для более полноценного усвоения ребенком приемов и методов ТРИЗ сейчас предлагается множество занятий в различных детских центрах. Каждый родитель сам выбирает подходящие форматы подготовки ребенка к будущей жизни!

Я вижу задачу педагога по ТРИЗ в том, чтобы создать для детей среду, в которой они сами захотят творить и нестандартно мыслить, опираясь на методы и приемы ТРИЗ – педагогики. Отмечено, что дети, которые посещали занятия по ТРИЗ, более активны и самостоятельны в своей жизнедеятельности. Они умеют анализировать различные ситуации, понимают противоречивость мира, могут сформулировать собственное мнение по проблеме и доказать его на фактах.
Евгения Житова
Преподаватель курса ТРИЗ в KIDS MBA Москва
Занятия по ТРИЗ-педагогике очень нравятся детям и подросткам, потому что они построены на основных принципах открытости, деятельности, идеальности, свободы выбора и постоянной обратной связи с педагогом.

На занятиях дети могут проявить всю свою фантазию, смекалку и гибкость мышления, и с удивлением узнают, что у задачки часто бывает много разных правильных ответов, как и в жизни!