На курсы ораторского мастерства часто обращаются люди со страхом публичных выступлений. И, что самое удивительное, этот страх один из самых распространённых (вместе с аэрофобией и страхом темноты).
На курсы ораторского мастерства часто обращаются люди со страхом публичных выступлений. И, что самое удивительное, этот страх один из самых распространённых (вместе с аэрофобией и страхом темноты). В подкорку заложен страх одиночества. А одиночество c первобытных времен к смерти.
Страх публики прорабатывать можно разными техниками.
Нужно, конечно, помнить правило – кто не волнуется, тот и не волнует. Другой разговор о том, что страх должен быть не панический, а очень лёгкий, волнующий.
2. Представить со стороны
У взрослых это работает отлично, у подростков – хорошо, а деткам помладше лучше выбрать другой способ проработки.
Суть этого метода заключена в снятии телесных зажимов. Все мы с вами знаем, что волнение человека можно заметить по движениям. Зажимаются плечи, человек становится слегка горбатым, жестикуляция, словно у буратино (могут ещё путаться слова, зажиматься голос, пропадать дыхание, но это уже к другому методу).
Это можно и нужно отслеживать, но ДО начала выступления. И начать лучше минимум за месяц. Вы представляете (визуализируете) себя на сцене и начинаете рассказывать вслух то, что хотите донести до зрителя. Через секунд 30 останавливаетесь и обращаете внимание, что именно зажато в теле (напряжены плечи, скованы руки или что-то ещё), расслабляете и продолжаете рассказывать речь. Ещё через 30 секунд останавливаетесь и снова отслеживаете и расслабляете и снова начинаете рассказ. Дальше увеличиваете время своей речи до 5 минут.
Как показывает практика через месяц занятий (а делать это упражнение нужно ежедневно или хотя бы через день) вы заметите свободу в теле во время публичных выступлений. А свободное тело даёт сигнал нашей нервной системе о том, что всё хорошо и можно волноваться существенно меньше.
3. Отрегулировать дыхание
Как говорит статистика, дышат полной грудью, а точнее полными лёгкими только 90% людей. У остальных дыхание поверхностное/перекрытое. Нас ещё в самом раннем детстве просят быть потише, но мы очень криво воспринимаем этот совет и убавляем громкость голоса за счёт перехода от полного дыхания к поверхностному.
Как только вы начинаете дышать и говорить на выдохе, вы автоматически становитесь спокойнее. Мозг, обогащённый кислородом, снимает панику с корабля. Есть множество сообществ, где учат дышать. Но только в актёрских и школах ораторского мастерства учат дышать и говорить одновременно.
Вот одно из упражнений. Подставьте ладонь к губам и дышите на неё максимально горячим воздухом. Важно, чтобы рот был открытым на 3 пальца. Дышите так, чтобы живот при вдохе надувался, а при выдохе сдувается. Чем лучше работает живот, тем горячее дыхание. После того как ладони стало горячо, добавляйте фразу «Весна, Весна! Как воздух чист!».
ВАЖНО говорить на выдохе! Вдыхать перед каждым словом «Весна», перед фразой «как воздух» и финальный вдох перед словом «чист». Говорите протяжно, но не пойте.
4. Заняться делом
Ваша задача перед выходом на публику – изменить состояние зрителя, увлечь его, заставить задуматься, полюбить ваш товар (обратите внимание - НЕ ВАС!!!!!). Вот и общайтесь со зрителем, ловите его эмоции, отклики, добавляйте факты и рассказывайте, как человеку будет, если от последует за вами.
5. Найти своего "Хатико"
В зале всегда есть человек, который слушает вас максимально внимательно и с улыбкой на лице. Если сильно волнуетесь, смотрите на него. Его добродушный взгляд и успокаивайтесь. Потом снова работайте с остальной аудиторией. И всякий раз, как накрывает волна страха, смотрите на своего «Хатико».
И помните, умеренный страх – это нормально. Значит, вы живы и можете вызывать чувства у людей. А именно за этим мы выходит к зрителю.
Валентина БОГАЧЁВА диктор, актриса драматического театра и кино
Преподаватель курса Ораторского мастерства в Kids MBA "Искусство публичных выступлений"