Мы используем файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия с сайтом.
Ok

ТРИЗ - задачи для детей


ТРИЗ – это педагогическая методика, которая призвана
сформировать нестандартное мышление и развить
творческие качества у ребенка.
Расшифровывается эта аббревиатура как «теория решения изобретательских задач», а ее автором является писатель-фантаст и изобретатель Генрих Альтшуллер. ТРИЗ-задачи были очень популярны в СССР, но в 90-е годы о них забыли. Теперь же их изучают в высших учебных заведениях и опять внедряют в образовательный процесс, потому что результаты их использования просто впечатляют.

Как появились ТРИЗ-задачи.


Изначально Генрих Альтшуллер задался целью сделать изобретательство разновидностью науки, и поэтому начал самостоятельно выводить законы развития технической мысли. По итогам его работы появилось утверждение «изобретение – это разрешение противоречия». И это означает, что ученые не должны тратить годы на ожидание удачной мысли и опыты. Можно использовать правила изобретательности, и тогда открытия будут доступны даже школьникам. Тем более что школьные задачи далеки от жизни, плюс в ней не всегда есть единственно верные решения, и на практике даже медалисты часто оказываются в тупике.
В результате возникла ТРИЗ-педагогика, которая позволяет находить решения творческой задачи при помощи законов и разработок Альтшуллера. Занятия с детьми проводились по форме экспериментальных семинаров, где они учились отвечать на нетипичные вопросы. Такие задачи назывались «открытыми», потому что они строились необычно, вызывали у школьников живой интерес и заставляли искать нестандартные решения. То есть, это была «золотая середина» – стандартные школьные темы в сочетании с креативными заданиями.

Что делают ТРИЗ-задачи.

С научной точки зрения система Альтшуллера развивает людей и учит их следующему:
  • формулировка идеального конечного результата;
  • поиск ресурсов для его достижения;
  • выявление и разрешение противоречий.
Эта система ускоряет изобретательские процессы, помогает найти случайности, прийти к моментам озарения и обнаружить влияние настроения на учебные и рабочие процессы.
В обычной жизни технология ТРИЗ прежде всего помогает справиться с инерцией мысли – то есть, с привычным образом мышления. Находясь в плену одних и тех же понятий, нет шанса изобрести что-то новое. Например, зубочистку можно использовать не только по ее прямому назначению, однако чтобы это понять, нужно мыслить более свободно и широко.

Примеры ТРИЗ-задач для детей.

Как правило, для ТРИЗ-занятий требуется минимум материала, так как акцент в методе делается на рассуждения. Они формируются в зависимости от возраста ребенка, так что не стоит переживать, что ученик может не справиться – дошкольники и младшие школьники учатся на сказках, игрушках, пословицах, отгадывают загадки, участвуют в играх и т.д. У детей не появляется усталости и раздражения, и они с удовольствием бегут на эти занятия.
Игра «Волшебная палочка»
Суть метода состоит в том, чтобы представить, как что-то увеличивается и уменьшается. А с помощью чего это проще всего сделать? С помощью волшебной палочки. И поэтому ребенку предлагают превратить в нее обычный карандаш, а потом спрашивают, что же он хотел бы увеличить и уменьшить. Это могут быть материальные и нематериальные вещи. Например, ребенок может сказать, что хочет увеличить лето и уменьшить зиму. Или взять ягоды клубники и увеличить их до размера арбуза. Затем нужно спросить, зачем это стоит делать. Ребенок может ответить, что тогда клубнику можно будет нарезать ножом и т.д. В процессе ему нужно объяснять, что в этой идее хорошего и полезного, а что не так удачно.
Игра «Мешок с сокровищами»
Метод учит видеть причинно-следственные связи и понимать, из чего делаются предметы. Для этого в мешочек нужно сложить несколько десятков небольших предметов – мячик с ребристой поверхностью, кусочек мыла, бусы и т.д. После этого ребенок должен опускать руку в мешок, брать что-то и представлять, что это такое. Например, мыло скользкое и не тает в ладони, почему так? Как оно использовалось и что с ним произойдет потом? А что также напоминает мыло? Или почему мокрая игрушка становится тяжелой, а мыло – нет?
KIDS MBA
Это примеры задач, которыми можно заниматься с ребенком в семье. Но в школе педагоги имеют гораздо больше возможностей и поэтому охватывают гораздо больше тем. Школа Kids MBA проводит ТРИЗ-занятия для развития детей дошкольного возраста, повышая их успеваемость во всех сферах жизни. Оставьте заявку и посетите наш вводный ТРИЗ-урок!
Почитайте другие статьи