Мы используем файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия с сайтом.
Ok

Зачем и как нужно развивать эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект позволяет распознавать собственные и чужие эмоции и управлять ими.
Обучать этому навыку нужно с ранних лет. Согласно экспериментальным исследованиям психологов, эмоциональный интеллект влияет на социальное и интеллектуальное развитие детей. Ребенок, который правильно распознает эмоции, легко ладит со сверстниками, справляется со своими внутренними конфликтами.

Для каких целей следует развивать эмоциональный интеллект ребенка

Умение верно подмечать свои и чужие эмоции поможет ребенку справиться с важными жизненными задачами:
  • Выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликты.
  • Уметь производить впечатление на окружающих.
  • Быстро восстановить душевное равновесие после той или иной стрессовой ситуации.
  • В будущем ребенок сможет удачно выстроить карьеру. При трудоустройстве работодатели на собеседовании обращают внимание на умение человека вести переговоры, преподнести себя с лучшей стороны.
Антон Гесин называет главные составляющие эмоционального интеллекта:

1. Осознание собственных эмоций.
2. Умение выражать эмоции и при этом не вредить ни себе, ни окружающим людям.
3. Определение эмоций других людей.
4. Управление эмоциями окружающих людей.

Первые три навыка без особого труда может выработать в себе каждый человек. Для освоения четвертого потребуются специальные знания и умения.
ОНЛАЙН-КУРС ЛИДЕРСТВА И УВЕРЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Курс по развитию лидерских компетенций и эмоционального интеллекта и других навыков Soft Skills.
На курсе дети научатся управлять своими и чужими эмоциями, отстаивать свою позицию в обществе, а также смогут преодолевать конфликтные ситуации.

Расскажем о наиболее простых методах развития эмоционального интеллекта.

  • Родители должны называть свои эмоции в присутствии ребенка
    Все неизвестное вызывает у нас тревогу. Проговаривание эмоций внесет в нашу жизнь определенность, поможет успокоиться, научит рационально мыслить.

    Отмечайте собственные эмоции и озвучивайте их детям. Эти слова лягут в основу формирования эмоционального интеллекта.

    Практиковать это можно с периода беременности. Дети даже в утробе в определенной мере что-то усваивают. Вы сами научитесь определять свое эмоциональное состояние и позднее будете применять навык в общении с уже родившимся малышом.

    В 6 месяцев у ребенка появляется небольшой пассивный словарный запас. Он кое-что понимает, хотя сам еще не разговаривает.

    Некоторым людям сложно обозначить словами, что они в данный момент испытывают. Им поможет таблица эмоций, которую легко найти в интернете.

    Попробуйте отмечать интенсивность разных эмоции по шкале от 1 до 10. Так вы научитесь отслеживать даже незначительные изменения своего внутреннего состояния. Этот навык очень важен в родительской практике. Правильно распознавать эмоции ребенка взрослый может только тогда, когда разбирается в собственных.
  • Родителям нужно побуждать ребенка называть свои эмоции
    Объясняйте малышу его поведение и называйте эмоции, которые он испытывает. Например: «Тебя испугала собака, поэтому ты расплакался». Или: «Ты злишься на меня сейчас из-за того, что я запретила тебе выбегать на дорогу». Еще пример: «Ты расплакался и загрустил, потому что мы возвращаемся с прогулки домой».

    Если малыш научился отвечать «да» и «нет», задавайте ему вопросы: «Ты грустишь?», «Ты испугался собаки?» или «Ты разозлился на меня?» У трехлетнего ребенка речь более развита. У него можно спросить: «Почему ты злишься?», «На кого ты обиделся?»

    В беседе со школьниками родители могут употреблять «взрослые» формулировки. Например:«Я вижу, ты расстроен из-за двойки по диктанту», «Наверное, тебе грустно, что закончились каникулы?» «Я бы на твоем месте расстроилась после ссоры с подругой. А ты какие чувства испытываешь?»
  • Родителям полезно рассматривать с ребенком карточки, которые иллюстрируют эмоции
    Карточки с иллюстрациями эмоций широко применяют на практике специалисты по нейродиагностике. Они также пригодятся родителям для занятий с детьми. Вы можете заказать карточки на маркетплейсах или найти в интернете любые картинки и фотографии людей, выражающих разные эмоции.

    Спросите у ребенка, что испытывают нарисованные герои, кто из них испытывает радость или грусть, кто разозлился, а кто чего-то испугался. В дальнейшем вы можете предложить ребенку самому «создавать» эмоции у героев картинок с помощью конструктора.
  • Родители должны рассказывать ребенку сказки и обсуждать с ним поступки и эмоции героев
    Управлять собственными эмоциями часто не умеют не только дети, но и взрослые. Научиться понимать и выражать свои чувства так, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим помогут сказки и истории. Рассказывайте их ребенку перед сном, во время поездки в транспорте, на прогулке. Не переживайте, если сюжет получается слишком простым и не высокохудожественным. Главное, чтобы были герои, которые испытывали эмоции в ответ на различные события.

    Примерная структура сказки или истории выглядит так:

    1. Описание персонажа и ситуации, в которой он оказался.

    2. Возникновение проблемы и описание поведения персонажа, которое сходно с поведением вашего ребенка в такой же ситуации.

    3. Печальные последствия, с которыми столкнулся персонаж из-за своих поступков.

    4. Осознание персонажем собственных ошибок. Герой пробует поступать по-другому, и его новое поведение оказывается более выигрышным.

    5. Вывод, который для себя делает персонаж. Прекрасно, если мораль сказки или истории сможет сформулировать сам ребенок.

    Через сказку и ее персонажей малыша легче обучить нормам поведения. Родительские нотации не нравятся ребенку, кажутся ему слишком абстрактными. А сказка или поучительная история превосходно демонстрируют основные моральные принципы.
  • Родителям нужно приучить ребенка вести дневник эмоций
    Ведение дневника способствует развитию навыка рефлексии. Дети и подростки будут чаще следить за своим внутренним состоянием, распознавать эмоции, которые они испытывают в разные моменты жизни и записывать их. Форматы записей будут зависеть от возраста ребенка и его предпочтений.

    Дошкольникам родители могут приобрести наклейки с веселыми и грустными смайликами. Можно также предложить малышу самому ежедневно рисовать картинку. Рисунок должен отражать эмоционально значимую ситуацию и настроение малыша.

    Младшие школьники могут скачать на свой мобильный телефон специальные приложения. Наиболее популярными считаются с классическим дневником, с выбором смайликов, и с автоматическими вопросами «Как ты себя чувствуешь?».

    Подросткам подойдет более сложный вариант дневника. Его используют специалисты, когда проводят когнитивно-поведенческую психотерапию. Ведение такого дневника займет больше времени, но принесет пользу своей информативностью.

    Подросток будет отслеживать свое внутреннее состояние с помощью таблицы. Такой дневник научит осознавать и анализировать самые сложные отрицательные эмоции. Но в него можно записывать и радостные события. Тогда подросток будет их чаще замечать в своей жизни и постарается создавать больше таких ситуаций.

    В таблице могут быть указаны:

    1. Событие. В этой графе подросток описывает ситуацию, которая вызвала те или иное эмоциональное состояние.

    2. Эмоции и ощущения в теле. Сюда следует вписать чувства, которые подросток испытал в период и после произошедшего события. При выполнении задания можно использовать заранее заготовленный словарик эмоций.

    3. Автоматическая мысль. Найти ее иногда бывает сложно. Ведь эмоции возникают не сразу после произошедшей ситуации, а вследствие какой-либо мысли, которая пришла в тот момент в голову. Школьнику нужно эту мысль вспомнить и описать.

    Эта графа поможет анализировать собственное поведение. Бывает, что в разных ситуациях мы испытываем одинаковые чувства. Нужно проследить, какая мысль приводит к одним и тем же эмоциям.

    4. Альтернативная мысль – это наиболее сложная графа. Сведения из нее пригодятся, если подросток обратиться к психологу. Ребенку предстоит ответить на важные вопросы:

    • Чему научила произошедшая ситуация?

    • Какой урок я могу вынести из случившегося?

    • На что еще следует обратить внимание в данной ситуации?

    • Как можно посмотреть на ситуацию с другой стороны?

    После заполнения таблицы подросток сможет переосмыслить отрицательное восприятие различных событий. Когда ребенок по-новому размышляет над ситуацией, у него появляются новые эмоции. Подросток начнет их осознать и контролировать.
ОНЛАЙН-КУРС ЛИДЕРСТВА И УВЕРЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Курс по развитию лидерских компетенций и эмоционального интеллекта и других навыков Soft Skills.
На курсе дети научатся управлять своими и чужими эмоциями, отстаивать свою позицию в обществе, а также смогут преодолевать конфликтные ситуации.
Почитайте другие статьи