Ведение дневника способствует развитию навыка рефлексии. Дети и подростки будут чаще следить за своим внутренним состоянием, распознавать эмоции, которые они испытывают в разные моменты жизни и записывать их. Форматы записей будут зависеть от возраста ребенка и его предпочтений.
Дошкольникам родители могут приобрести наклейки с веселыми и грустными смайликами. Можно также предложить малышу самому ежедневно рисовать картинку. Рисунок должен отражать эмоционально значимую ситуацию и настроение малыша.
Младшие школьники могут скачать на свой мобильный телефон специальные приложения. Наиболее популярными считаются с классическим дневником,
с выбором смайликов, и
с автоматическими вопросами «Как ты себя чувствуешь?».
Подросткам подойдет более сложный вариант дневника. Его используют специалисты, когда проводят когнитивно-поведенческую психотерапию. Ведение такого дневника займет больше времени, но принесет пользу своей информативностью.
Подросток будет отслеживать свое внутреннее состояние с помощью таблицы. Такой дневник научит осознавать и анализировать самые сложные отрицательные эмоции. Но в него можно записывать и радостные события. Тогда подросток будет их чаще замечать в своей жизни и постарается создавать больше таких ситуаций.
В таблице могут быть указаны:
1. Событие. В этой графе подросток описывает ситуацию, которая вызвала те или иное эмоциональное состояние.
2. Эмоции и ощущения в теле. Сюда следует вписать чувства, которые подросток испытал в период и после произошедшего события. При выполнении задания можно использовать заранее заготовленный словарик эмоций.
3. Автоматическая мысль. Найти ее иногда бывает сложно. Ведь эмоции возникают не сразу после произошедшей ситуации, а вследствие какой-либо мысли, которая пришла в тот момент в голову. Школьнику нужно эту мысль вспомнить и описать.
Эта графа поможет анализировать собственное поведение. Бывает, что в разных ситуациях мы испытываем одинаковые чувства. Нужно проследить, какая мысль приводит к одним и тем же эмоциям.
4. Альтернативная мысль – это наиболее сложная графа. Сведения из нее пригодятся, если подросток обратиться к психологу. Ребенку предстоит ответить на важные вопросы:
- Чему научила произошедшая ситуация?
- Какой урок я могу вынести из случившегося?
- На что еще следует обратить внимание в данной ситуации?
- Как можно посмотреть на ситуацию с другой стороны?
После заполнения таблицы подросток сможет переосмыслить отрицательное восприятие различных событий. Когда ребенок по-новому размышляет над ситуацией, у него появляются новые эмоции. Подросток начнет их осознать и контролировать.