Мы используем файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия с сайтом.
Ok


10 проблем современных школьников

Современные школьники отличаются от своих сверстников прошлых десятилетий. Они также стараются скрыть плохие оценки от родителей, бегают на переменах, не любят делать домашние задания, радуются, когда заболел учитель.

Какие проблемы бывают у школьников

У современных школьников есть ряд проблем, которые у детей прошлых поколений возникали крайне редко. С некоторыми сегодняшними трудностями школьники прошлых десятилетий не сталкивались совсем.

1. Эмоциональное неблагополучие, связанное с разладом в семьях

Эмоциональное неблагополучие современных школьников психологи и социологи связывают с кризисом семьи. Родители стали чаще разводится, не могут разделить между собой ребенка, заводят новых партнеров. Отцы нередко равнодушно относятся к детям, забывают об их существовании. Многие школьники растут в неполных семьях.

Дети остро реагируют на конфликты между родителями, на распад семьи. В результате у школьников возникает чувство одиночества, ощущение, что они никому не нужны.

Семейные проблемы можно и нужно решать. Родителям необходимо чаще разговаривать со своими детьми, напоминать им, что они их сильно любят. Матери не следует запрещать ребенку общаться с отцом, даже если он уже с ними не живет. Но отец, в свою очередь, не должен настраивать ребенка против матери, критиковать ее.

Если отец живет в другом городе, он может периодически звонить своему ребенку, общаться с ним в соцсетях.

Если мать второй раз выходит замуж, ей следует заранее сказать об этом ребенку. Младшему школьнику нужно объяснить, что мама никогда его не бросит и по-прежнему будет о нем заботиться.

Подросток более остро реагируют на появление отчима. Школьник должен найти с ним общий язык.

Даже если у ребенка есть оба родителя, это не всегда означает, что он растет в счастливой семье. Мамы и папы могут работать допоздна и не уделять должного внимания ребенку даже в выходные. В современных семьях нередки случаи алкоголизма и наркомании.

Такие родители не следят за эмоциональным состоянием своих детей, не дают им советы, не делятся жизненным опытом. Безнадзорность школьников и отсутствие за ними контроля приводит к плачевным результатам. У детей снижаются успехи в учебе, появляется агрессия. У подростков могут возникнуть вредные привычки, увеличится риск суицида.

Родителям необходимо уделять внимание ребенку хотя бы в выходные. Можно организовать совместные прогулки, выезды на природу, поход в кино или театр с последующим обсуждением просмотренного фильма или спектакля.

Некоторые родители боятся воспитать неженку. Они перестают обнимать ребенка, хвалить его, даже когда он этого заслуживает. Младший школьник может решить, что мама и папа его разлюбили, и будет из-за этого сильно переживать. Не нужно стесняться проявлять любовь к ребенку. Эмоционально поддерживать сыновей и дочерей – это основная обязанность родителей.

Если у мам и пап не получается разрешить семейные конфликты, им понадобится помощь психолога. Никогда не нужно бояться обращаться к специалистам.
В KIDS MBA проводится курс "Эмоциональный интеллект". Мы создали его, чтобы помочь тем, кто сталкивается со сложностями в школе.

2. Несамостоятельность, избалованность

Современные родители часто делают ребенка центром своего мирка, удовлетворяют все его прихоти, не приучают к самостоятельности. Негативные последствия такого воспитания очевидны.

Дети не имеют собственного мнения, не могут сделать самостоятельный выбор. Они привыкли пассивно подчиняться мамам и папам. Дети живут настоящим, не планируют своего будущего.

Младшие школьники не могут самостоятельно собрать школьный рюкзак, положить в него нужные учебники и тетради. Девочки-подростки не умеют готовить элементарные блюда, убирать в квартире. Мальчики ленятся вынести мусор.

Избаловать ребенка могут неработающие и, наоборот, чрезмерно занятые матери. В первом случае, за ребенка будут делать все, не приучат его к домашней работе.

Во втором – матери компенсируют свое недостаточное участие в воспитании ребенка бесконечными покупками ему дорогих вещей, игрушек, гаджетов, сладостей. Если материальное положение семьи ухудшится, младший школьник будет продолжать требовать от мамы дорогих покупок, устраивать истерики. Подростки могут начать грубить старшим, воровать.

Научить детей бережно относится к деньгам, рассчитывать семейный бюджет помогут курсы финансовой грамотности для детей от 7 до 17 лет от профессиональных тренеров онлайн-школы Kids MBA.

3. Зависимость от гаджетов

Зависимость от гаджетов – одна из самых серьезных проблем школьников поколения альфа. Этим термином австралийский социолог Марк Маккриндл обозначил детей, рожденных после 2010 г. Для них характерны некоторые особенности поведения и восприятия окружающего мира.

Гаджеты окружают современных детей с момента рождения. Первоклассники умеют пользоваться телефоном и планшетом: смотрят мультфильмы, играют в виртуальные игры, находят интересующую их информацию.

У некоторых детей возникает игровая зависимость. Они отказываются делать уроки, гулять, не идут обедать, а зависают в телефоне, планшете или компьютере. Ребята перестают отличать реальность от виртуальной игры. Такие школьники нуждаются в помощи психологов и медиков.

Школьники постарше активно общаются друг с другом в соцсетях, используют информацию из интернета при подготовке к докладам. Но могут начать переписываться со странными людьми, заходить на нежелательные сайты.

Для того чтобы это не произошло, мамам и папам рекомендуется подключить на гаджетах функцию родительского контроля. Эта специальная программа будет блокировать вредный контент.

Гаджеты таят и другую опасность. С помощью них школьники быстро находят любую информацию. Дети рано усваивают, что выучивать новый учебный материал и хранить знания в голове необязательно. Ведь ответы на все вопросы дает интернет. В результате у учеников замедляется развитие памяти, внимания, мышления.

Школьные учителя отмечают, что из-за пристрастия к гаджетам дети стали меньше читать книги. В результате учащиеся делают много ошибок в письменных работах, не могут проанализировать прочитанный текст.

Современные психологи отмечают так называемую клиповость мышления у представителей поколения альфа. Дети не сопоставляют полученные знания, а презентуют то, что им удалось быстро найти в интернете.

Избавиться от зависимости от гаджетов нелегко. Родителям следует перед сном читать ребенку книги, выписывать ему детские журналы. Полезно отдавать школьников на спортивные секции и творческие кружки. В выходные дни можно всей семьей погулять по городу или съездить на природу.

Но все хорошо в меру. Одна мама школьника рассказывала, что с раннего детства отгораживала сына от гаджетов. Не покупала ему телефон, не разрешала брать телефоны старших членов семьи. Все время читала ребенку книжки.

Когда ее сын пошел в школу, он долго не мог найти себе друзей, чувствовал себя одиноким и отверженным. Его одноклассники все играли в онлайн-игры и не хотели общаться с теми, кто в них не играл.
В KIDS MBA проводится курс "Эмоциональный интеллект". Мы создали его, чтобы помочь тем, кто сталкивается со сложностями в школе.

5. Излишняя перегруженность

Современные российские школьники сильно перегружены. В начальной школе у детей бывает по 5 уроков, в средней и старшей – по 6-7. Почти по всем предметам задают домашние задания. На их приготовление уходит несколько часов.

Многие современные учителя жалуются, что учебники написаны очень сложным языком. Их авторы используют в параграфах непонятные большинству учеников научные термины. Подготовить пересказ такого текста ребенку сложно.

Кроме того, учеников обязывают посещать внеклассные занятия, конкурсы, олимпиады. Помимо школьных занятий, дети посещают кружки и секции. Некоторые родители отдают ребенка сразу на несколько кружков. Старшие школьники часто занимаются с репетиторами. Они заняты подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ.

У детей и подростков совсем не остается времени на прогулки во дворе и какие-либо другие виды отдыха. Излишняя перегруженность порождает у школьников тревожность и раздражительность.

6. Погоня за успехом

Погоня за успехом своих детей – другая крайность, в которую впадают некоторые современные родители. Они желают видеть своего ребенка отличником, самым умным и примерным ребенком в классе, победителем олимпиад, конкурсов и соревнований.

Чрезмерно требовательные мамы и папы ругают ребенка за каждую четверку, отдают на множество секций и везде требуют самых высоких результатов.

Иногда встречаются очень самолюбивые дети, они по своей воле стараются везде быть первыми. Нужно помнить: большие нагрузки и постоянное соперничество с другими детьми приводит к нервному срыву.

7. Высокая конкуренция

Современные школьники хотят быть первыми не только в учебе. Они стремятся завоевать популярность среди сверстников. Дети и особенно подростки спрашивают себя: «Какое место я занимаю в коллективе?», «Как ко мне относятся одноклассники?», «Как мне повысить свой социальный статус?»

Поиск ответов на эти мучительные для ребенка вопросы иногда проходит болезненно. Школьник может начать хуже учиться, испытывать напряжение при общении со сверстниками и взрослыми.

8. Ухудшение здоровья

Минздрав отмечает ухудшение здоровья у детского населения. Число здоровых школьников в России не превышает 12%. У многих учащихся возникают анемии, расстройства пищеварительного тракта. Причина этому – плохая экология, недостаточное пребывания детей на свежем воздухе, нерациональное питание.

Постоянное использование гаджетов снижает остроту зрения. Малоподвижный образ жизни способствует развитию ожирения, болезней опорно-двигательного аппарата.

Постоянные конфликты и перегрузки ухудшают психическое здоровье школьников. У них легко возникают неврозы, депрессии. С каждым годом возрастает число детских и подростковых суицидов.

Учителя и родители должны внимательно следить за здоровьем детей. Не следует игнорировать прохождения ежегодной диспансеризации. Обращаться к врачам нужно при малейших подозрениях на какую-либо патологию.

9. Социальное расслоение

Школу посещают дети из разных семей: богатых и бедных. Часто одноклассники травят ребенка, у которого недорогие кроссовки и простой кнопочный телефон.

Дети-инвалиды могут учиться в одном классе со здоровыми сверстниками. Но часто они становятся предметом насмешек.

В одном школьном коллективе иногда оказываются дети разных национальностей и вероисповеданий. Каждый ребенок может подвергаться буллингу.

Классные руководители и другие учителя, школьные психологи должны пресекать попытки издевательств одних детей над другими, проводить беседы с обидчиками.

10. Ранняя ответственность за выбор

Сегодня во многих российских школах вводят профильное обучение. Учителя предлагают ученикам выбрать предметы для более углубленного обучения. Для подростков 14-15 лет это посильная задача. Они анализируют собственные интересы и склонности, выбирают будущую профессию. Но дети 11-12 лет еще не могут понять, какие предметы им нравятся и легче даются. В этом возрасте вводить профильное обучение нецелесообразно.

Проблем у современных школьников много. Решить их можно в процессе совместной работы с родителями, учителями и психологом.